Страничка педагога - психолога

"Детский сад №1 г.Выборга"   

Страничка педагога - психолога

 

 

  

 

Адаптация ребенка к детскому саду

Каждому ребенку при поступлении в детский сад не избежать периода адаптации. У всех он протекает по-разному. У кого-то бурно и долго, у кого-то легко и быстро. Есть такие дети, которые  вливаются в коллектив без проблем и родители радостно рассказывают родным, что адаптация проходит великолепно, но через какое-то время начинаются сложности.  Есть дети, которые начинают болеть с первых дней и большую часть времени мамы вынуждены проводить с ними дома, вытирая носики и сбивая температуру.

Во время адаптации к детскому саду у ребенка может нарушиться сон, снизиться аппетит. Возможен и некоторый регресс – так дети могут перестать говорить, перестать пользоваться горшком и одевать штанишки хотя до этого уже делали всё самостоятельно. Двигательная активность может упасть или, наоборот, возрасти. Эмоции станут бурными, дома дети могут капризничать и изводить родителей слезами и истериками. Все эти негативные проявления пройдут, когда ребенок адаптируется к новым условиям.

Как же быть? И могут ли родители как-то помочь своим детям в этот не простой период?

Для начала нужно понять, отчего вообще возникает эта проблема и почему одни дети легко приспосабливаются к детскому саду, а другие испытывают сложности на протяжении всего дошкольного (а то и начального школьного) периода.

Стресс у малыша вызывают многие факторы. Новая обстановка, много незнакомых детей и взрослых, а мамы нет рядом. Новая еда и, возможно, режим дня, свои порядки и требования. Если дома мама, успокаивая, может взять на ручки и пожалеть, воспитатель в детском саду не всегда имеет такую возможность. Ребенок часто остается один на один со своими слезами. Конечно, его будут утешать, но далеко не в той мере, что он привык. Ведь вокруг столько конкурентов за внимание воспитателя.

Стремление общаться со сверстниками не свойственно этому возрасту, малышу лучше играется в одиночку, это время установки своих границ, пусть к формированию Я. Вокруг же столько много детей, с которыми так или иначе приходится взаимодействовать, которые постоянно посягают на детскую собственность, нарушают хрупкие границы. Всё это приводит к дракам и слезам, что не добавляет любви к детскому саду.

Адаптационные возможности разные у всех детей изначально. Например, дети, с более устойчивой нервной системой адаптируются легче. Кт-то же просто нуждается в терапевтической поддержке.

Правила успешной адаптации:

1.    Постарайтесь перед выходом в садик выстроить домашний режим наиболее близко к режиму детского сада. Делайте это постепенно. Пусть у малыша будет меньше факторов, к которым нужно привыкать.

2.    Обучите малыша навыкам гигиены и самообслуживания. Чем самостоятельнее ребенок, тем легче ему в детском саду. Ведь помощь не всегда может прийти вовремя.

3.    Настройтесь положительно. Дети очень хорошо улавливают мамино настроение и если вы ведете малыша в садик, а сами тревожитесь не обидит ли его там воспитатель или другие детки, не будет ли он плакать весь день, ваше настроение передается и ребенку. И вот уже вас совместный страх усиливается, и плохое настроение на весь день гарантировано.  Помните – в садике вас ждут друзья, а не враги. Работники детского сада  хотят, чтобы детки росли здоровыми и счастливыми.

4.    Займитесь закаливанием, старайтесь одевать детей по погоде, кутать детей так же вредно, как и одевать слишком легко - лучше иметь в кабинке запасную одежду на случай смены погоды.

5.    В первый месяц снизьте свои требования к ребенку. Он будет капризничать более чем обычно, но ни в коем случае не нужно становится строже и наказывать его. Останавливайте истерики твердо, но спокойно.. Пожалейте кроху, старайтесь больше отдыхать, меньше смотреть телевизор. Вообще дома в эти дни лучше соблюдать тишину, ведь малыш может уставать от криков и суеты в саду. Проконсультируйтесь у невролога о том, какие препараты или травки вам можно пропить для успокоения нервной системы в этот непростой период.

6.    Заранее уделите внимание общению с другими людьми. Гуляйте с ребенком на детских площадках, общайтесь с друзьями. Подыщите подходящие вам развивающие занятия. Дети, круг общения которых был ограничен рамками не большой семьи, адаптируются сложнее.

7.    Заранее познакомьте ребенка с детским садом. Наблюдайте, как детки гуляют с воспитателями, обратите внимание, как мамы забирают ребятишек из сада домой. Точно так же каждый вечер и вы станете забирать своего любимого ребенка домой из сада. Читайте книжки близкой тематики. Расскажите о том, что в садике много разных игрушек, там можно петь, танцевать, делать зарядку, спать в маленьких кроватках. Расскажите ему о режиме в детском саду. Постарайтесь передать ребенку свою уверенность в том, что в саду ему будет весело и легко.  Говорите о том, как ему повезло, что он будет посещать такой чудесный детский сад. Рассказывайте в присутствии ребенка знакомым, что у вас в семье радость -  ваш кроха стал уже совсем большим и скоро пойдет в садик.

8.    Постарайтесь не совмещать выход на работу с введением малыша в детский сад. В самые первые дни посещений детского сада малыш дома будет требовать к себе особого внимания, уделить которое будет крайне сложно, если мама сама будет находиться в процессе адаптации. Ведь выход на работу после достаточно долгого перерыва так же требует душевных затрат и может вызвать стресс. И уже не до внимания ребенку, нужно самой приспособиться к новым условиям, успеть за вечер и поесть приготовить, и в квартире порядок навести. А тут еще и ребенок со своими слезами и ему не объяснить, что мама устала и нуждается в отдыхе не меньше своего сына или дочки.

9.    Не запугивайте. Некоторые родители начинают пугать ребенка: «Будешь плохо себя вести, оставлю в детском саду!» В ответ на эти слова, даже спокойные дети могут начать бояться оставаться в детском саду без родителей. Ведь не известно, вернуться ли за ними.  Потому что «вести себя хорошо» не всегда удается.

10. Договоритесь об определённом ритуале прощания. Так малышу будет легче вас отпускать. Это может быть поцелуй в обе щечки, а затем в носик. Это повсеместно используемое «помахать в окошко ручкой» и т.д.

11. Играйте с детьми. Очень полезна игра в прятки. Это такая маленькая репетиция отсутствия мамы. Вот она была, а вот её уже нет, спряталась, а потом нашлась. Или сам малыш спрятался и тут же нашелся. Играйте в детский сад. Узнайте у воспитателя в какие игры они играют в группе и играйте в эти игры дома.

Пожелания для родителей:

1.    Будьте вежливы. Здоровайтесь с воспитателями, нянями, работниками детского сада, другими родителями. Мы, в детском саду приручаем детишек вежливости и очень хотим поддержки в этом вопросе и с вашей стороны.

2.    Если возникло недопонимание, вы считаете, что вашего ребенка обидели или произошла какая-то конфликтная ситуация поговорите с воспитателем или другим родителем, расспросите спокойно, скажите свои пожелания. Любую проблему можно решить мирным путем, крик лишь накаляет взаимоотношения. А ведь чем лучше ваши отношения с воспитателями, тем проще вашему ребенку наладить взаимоотношения в группе.

3.    Помните о том, что у вас есть не только права, но и обязанности. Так же соблюдать режим работы и правила детского сада. Например, мы не можем принимать детей после определённого времени, не можем кормить детей пищей, принесённой из дома и т.п.

4.    Постарайтесь не впадать в панику, если ребенок начнет часто болеть. Первый год в детском саду это практически неизбежно. Это норма, а не отклонение.

5.    Так же нормально, если в первые месяцы у ребенка будет плохой аппетит в саду. Учтите, что если ребенок дома не привык питаться здоровой пищей, ему сложнее будет воспринимать еду детского сада. Дети, которых родители часто балуют чипсами, чоко-пайями и пр. часто отказываются от обычной пищи как дома, так и в саду.

6.    Если ребенок начинает писаться в кровать, не ругайте. Это может быть реакция на стресс и при успешной адаптации она пройдет.

7.    Наберитесь терпения, не торопите события. Адаптация в норме длится от трех до шести месяцев.

Книги про детский сад, которые можно почитать ребенку

перед и во время адаптации: 

1.    «Наш любимый детский сад. Стихи и песни». 

2.    «Детский садик. Сборник стихов».

3.    Карина Овсепян. «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации».

4.    Ольга Громова «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации».

5.    Эдуард Успенский «Про Веру и Анфису»

6.    Галина Шалаева. «Как вести себя в детском саду».

7.    Анна Анисимова «Капитаны детского сада».

8.    Анна Печерская «Мой любимый детский сад. Правила поведения».

9.    Библиотечка малыша «Иду в детский сад»

10.  «Мой любимый детский сад» Мозаика наклеек

11. Сергей Гордиенко «Детский сад «Лесное солнышко» (наклейки)

12.  Чеслав Янчарский «Мишка Ушастик в детском саду».

13. Петр Синявский «Мы подружились в детском саду»

14. Петр Синявский «Буду директором детского сада».

15.  «В нашем детском садике».

16.  «Весёлые пряталки в детском саду».

17.  Детский сад. Наглядно-дидактическое пособие.

 

                                            Детские истерики

 http://bspu.ru/course/33501/34369

Многие родители переживали неприятные моменты, когда их маленький ребенок устраивал истерики в общественном месте, и ваши попытки его как-то успокоить оказывались тщетны. В некоторых случаях истеричное поведение возникает в результате ошибок новичков. Скорее всего, родители просто не заметили предвестники истерики: это потирание малышом глазок, вялость, зевание — признаки обычной усталости.

 Совсем не удивительно, что ребенок расплакался и раскапризничался. Существуют некие шаблоны поведения детей. Они ведут себя одинаково, когда голодные, уставшие или им просто не интересно, вам нужно всего лишь запомнить особенности поведения своего малыша и вовремя реагировать.         Игнорирование этих признаков является одной из ошибок, допускаемых родителями при воспитании своих детей.

Наблюдение за малышом и фиксация предвестников поможет существенно упростить жизнь и малышу и родителям.

 Ошибка №1. Концентрация внимания на отрицательном.

Вместо концентрации внимание на том, чего делать не нужно, расскажите ребенку, как надо поступать. Все хотят, чтобы их ребенок четко понимал, что можно делать и что нельзя. К сожалению, взрослые настолько часто произносят слово «нет», что ребенок просто перестает его слышать. Помимо этого, родители часто говорят детям, чего не надо делать, и при этом не уточняют, что тогда нужно делать! Необходимо сосредоточить свое внимание на том, как именно детям надо себя вести. К примеру, вместо:  «Нельзя стоять в ванной!» скажите — «Надо в ванной садиться, потому что она скользкая». Если ребенок сделал так, как нужно, обязательно похвалите его, чтобы закрепить хорошее поведение.
         Ошибка №2. Моделирование поведения, которое не хотим видеть.
Если у вас что-то не складывается или дела идут наперекосяк, вы ругаетесь и кричите. И считаете, что иначе нельзя, или же оправдываете себя, что по-другому в данном случае поступить не получается. Но при этом очень злитесь, если ваш малыш реагирует точно так же.
Начните с себя! Необходимо стараться не срываться в присутствии ребенка или же реагировать менее импульсивно. Если вам это не удалось, извинитесь. Дети, бесспорно, копируют поведение взрослых. Если вы срываетесь на крик, тогда и ваш малыш будет кричать. Конечно, иногда эмоции настолько сильны, что их трудно сдерживать даже взрослым. Если же вы просите извинения, то это демонстрирует, что вы понимаете и принимаете ответственность за свои действия. Можно обсудить, почему вы так отреагировали, и смоделировать другие реакции, когда вы разочарованы. Если кроха капризничает и не хочет одеваться, вы можете, не выдержав, крикнуть: «Заткнись и одевайся!». Но вы ведь не хотели бы видеть такую реакцию от ребенка в свой адрес. Поэтому в таких случаях нужно обязательно извиняться перед малышом и объяснять, почему вы именно так отреагировали.

Ошибка №3. Вмешательство в детское общение, когда оно раздражает.
Когда дети носятся по всей квартире и кричат, вам редко это нравится. И часто они абсолютно не реагируют на просьбы не бегать и не шуметь, и вы срываетесь на крик.
Большинство родителей считают, что надо вмешиваться каждый раз, когда дети шумят. Но дети не будут играть в скучные игры, они обязательно найдут более интересное занятие. Еще дети могут таким образом добиваться вашего внимания. Часто они, разбрасывая игрушки и вещи по комнате, просто хотят общения с вами. Психологи рекомендуют занять выжидательную позицию. Старайтесь сдерживать эмоции и никак не реагировать, и посмотрите, что будет. Скорее всего, дети через некоторое время утихомирятся, и вы останетесь спокойны без криков и ругани.

Ошибка №4.
Невыполнение обещаний.
«Выключи телевизор … Я серьезно… В самом деле!» — но дети не обращают внимания на просьбы и продолжают делать то, что им хочется. Они игнорируют даже угрозы, поскольку знают, что вы не выполните обещаний.
Во-первых, измените отношение к обещаниям. Во-вторых, дабы бы научить детей соблюдать правила, в первую очередь придерживайтесь их сами. Установите наказание и ограничения за их несоблюдение. Например, если вы хотите, чтобы ребенок прибрался в комнате, спокойно попросите его об этом. Если он сразу сделал то, о чем его просят, обязательно похвалите и поблагодарите. Если же нет — расскажите, что последует в случае непослушания. А если ребенок и в третий раз не хочет выполнить вашу просьбу, то, к примеру, просто молча выключите телевизор и запретите его смотреть некоторое время. То есть схема такая: просьба — предупреждение — выполнение обещания.

Ошибка №5. Неэффективное использование отдыха.
Часто родители в качестве наказания отводят ребенка в его комнату, чтобы он там успокоился и подумал. В большинстве случаев это еще хуже нагнетает обстановку, у ребенка начинается истерика.
Обычно дети расценивают такую тактику как отказ от общения с ними, а это их злит еще больше. Также в этом случае вы не даете понять ребенку, как бы хотели, что бы он себя вел. Получается, что вы говорите: «Не веди себя так!», и в тоже время не озвучиваете как нужно себя вести. В качестве альтернативы посидите с ребенком спокойно, пока он не успокоится. Если малыш очень расстроен, возьмите его на руки. Когда он расслабится, спокойно объясните, почему его поведение было недопустимым. Такой тайм-аут пойдет на пользу и вам, если вы слишком сердиты, а пока успокаивается ребенок, успокоитесь и вы.
Ошибка №6.
Методы воспитания, подходящие для одного ребенка, применимы и к другому.
Лучше всего объяснять  ребенку
как нужно себя вести глаза в глаза. Но совсем не обязательно, что такой метод подойдет второму ребенку. Такая тактика может разозлить его еще больше. К каждому ребенку нужно искать индивидуальный подход. На кого-то хорошо действует спокойный разговор, а кому-то нужны четкие обещания. В любом случае, наказание должно быть эффективным и соразмерным вине ребенка.

  

      Дж. Родари "Как придумать сказку"


   С ребенком очень интересно придумывать собственные сказки! Вот несколько советов, как это сделать от хорошо знакомого миллионам читателей итальянского писателя Джанни Родари - автора веселых детских сказок:
   
1. Сказка «на новый лад»
Народные сказки и их обработка — неисчерпаемый кладезь тем. Вы можете вспомнить знакомую сказку и переделать её: например, сообщить главному герою черты вашего ребенка, вплести в сюжет случай из жизни или изменить обстоятельства, в которых существуют персонажи.
   2. «А что было потом»

Если малыш уже хорошо знаком с какой-либо сказкой, предложите ему вместе подумать, что стало с героями после того, как сказка закончилась. Понравилось Золушке жить во дворце, или они вместе с принцем сбежали и построили собственный дом? Как делили между собой репку все герои сказки?
   3. «Сказки наизнанку»
Как повернулся бы сюжет «Красной шапочки», если бы волк был добрый, а девочка – злая? Колобок не убежал от бабушки и дедушки, а остался с ними... А может быть, подружился с каждым на своем пути и вместе они перехитрили лису — фантазируйте!
   4. «Сказочный салат»
Подтолкнуть воображение к новой истории помогут известные персонажи. Например, вместо доброй тети-феи у Золушки в чулане нашлись бы сапоги-скороходы. Как она с их помощью попадет на бал?
   5. «Стеклянный человечек»
Придумайте необычного героя и опишите его жизнь. Какой у него дом? Поведение? Друзья? В процессе описания вы с ребенком обязательно наткнетесь на интересную деталь, которая поможет развить сюжет
.
   6. «Фантастическое вычитание»
Попробуйте мысленно убрать из сказки что-то, что существует на свете. «Однажды Зебра проснулась без черных полосок на шерстке…», «Проснулась утром Маша, а солнца на небе – нет и нет…»
   7. Смешные истории на ходу
Небольшие рассказы можно быстро придумывать несколькими способами. Первый — построить историю на ошибке (например, мальчик всегда надевает носки на руки), второй — «оживить» известную вам метафору («время остановилось», «сладкие речи»). Третий способ — мысленно поместить заурядного персонажа в необычный для него контекст (рыбку — на дерево, зубную щетку — на полку с игрушками)
   8. Рассказы за столом
Истории для самых маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придумайте предметам или частям тела необычные свойства
, например, нос-кран, ложка-корабль и т.д. — и маленькая сказка родится сама собой.

Развивающие игры с детьми

«Пресс-конференция»

Цели: развивать  навыки  эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?  За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как:  добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка,

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,…. Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

Игра "Воробьиные драки"

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.

Упражнения для снятия агрессивности

Упр. "Брыкание"

Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.

Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.

Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его достижения

Эмоциональная поддержка ("Ничего страшного… Бывает люди ошибаются, боятся... Ну ничего, в следующий раз получится…") - уменьшение состояния страха, тревожности, напряженности.

 Игра «Поменяйтесь местами те…»

Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.

Мы все с вами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:

—        сегодня завтракал
—        кто любит мороженое
—        кому не нравится болеть
—        кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
—        кто любит, когда ему читают книжки
—        кто любит играть и рисовать
—        кому не нравится драться
—        кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.

Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего. 

Игра «Поиграем в сказку»

Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.

Психолог. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).

 

 «Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику,  можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал  портрет, увидел самолёт в небе, ….)

 

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

«Моё настроение. Настроение группы»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий  хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются  по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться  и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся  самые внимательные и ловкие.

 

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать  взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более  старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих  сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в  напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание  стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать  и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

«Акулы и  матросы»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели: развитие  зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном  порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения,  имитирующие игру на пианино (гаммы).

«Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает  уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического  чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.  Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение)

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения: участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает  ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать ноги и руки).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами).

Во время массажа не проводить  никаких действий в области позвоночника.

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»